Ежегодно с 2009 года в России 17 мая отмечается Международный день детского телефона доверия. Данная инициатива принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия, официально признанному Комитетом по правам ребенка в ООН. В сообщество входят 150 стран мира, в том числе Россия. Такой день нужен, чтобы как можно больше людей узнало о работе данной службы, поскольку не все дети и взрослые знают об этом.
Впервые телефон доверия появился весной 1906 года в Нью-Йорке. Протестантского священника Гарри Уоррена ночью разбудил телефонный звонок. На другом конце провода просили: «Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация». Уоррен ответил: «Завтра церковь открыта с утра», а утром узнал, что звонивший погиб. Потрясенный случившимся, священник дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток». Вскоре он организовал лигу «Спасите жизнь», где оказывали моральную и психологическую помощь по телефону. Но тогда эта идея не получила распространения.
В Советском Союзе первый телефон доверия основала профессор Айна Амбрумова в 1982 году, в ведомстве здравоохранения. В 1991 году была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), которая объединила все существующие на тот момент телефоны доверия. Но эти службы помогали только взрослым. Практика показала, что у детей и подростков также есть свои проблемы, их немало и подобная помощь подрастающему поколению необходима. Поэтому в конце 80-х годов стали возникать разрозненные службы телефонного консультирования, которые оказывали психологическую поддержку по телефону детям и подросткам. В 2007 году при помощи Национального фонда по защите детей от жестокого обращения была организована Российская ассоциация детских телефонов доверия. В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вместе с субъектами РФ введен единый общероссийский номер детского телефона доверия. С начала работы на него поступило более 7 млн обращений.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте нашей страны со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки, их родители и иные граждане могут бесплатно получить экстренную психологическую помощь специалистов региональных служб, которые подключены к единому общероссийскому номеру. Звонящий имеет право не называть свое имя, а содержание беседы остается абсолютно конфиденциальным. В России работают свыше 280 служб общероссийского номера детского телефона доверия, которые ежегодно принимают более миллиона звонков. Их специалисты оказывают психологическую помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пережившим травмирующее событие, и их родителям с целью профилактики семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защиты законных прав детей. А также противодействуют жестокому обращению с детьми. С сентября 2016 года действует сайт «Детский телефон доверия».
Детский телефон доверия признан важным моментом реализации прав ребенка на информацию и защиту от всех форм насилия и жесткого обращения. Ввиду высокой социальной значимости и актуальности задач, решаемых службами детского телефона доверия, важным является перевод номера 8-800-2000-122 на трехзначный номер. Основным препятствием для этого является техническое несовершенство оборудования, обеспечивающего обработку коротких трехзначных номеров, на местных сетях телефонной связи. Такая система уже введена 8 субъектах РФ, еще в 3 – успешно прошла испытания.